Как и зачем снимать против солнца
В эпоху пленочных фотоаппаратов, и позже, когда на смену зеркальным советским камерам пришли дешевые мыльницы, снимать против солнца не рекомендовалось. Результаты всегда были одинаково печальными - кадр оказывался засвеченным, блеклым, а люди в нем - черными. Поэтому тогда было верным искать такой ракурс, чтобы свет солнца падал сзади или хотя бы сбоку.
Но в эпоху цифровой фотографии, мощных вспышек и Фотошопа можно смело перестать бояться своих прежних фобий. Снимайте против солнца! Это дает ряд неожиданных плюсов, а минусами можно бороться, если знать - как.
Вообще говоря, свет может быть прямым (источник освещения - за спиной фотографа, объекты съемки подсвечиваются "в лицо"), боковым (это ясно - свет падает сбоку), и контровым - свет падает прямо в объектив фотокамеры.
Прямой свет наиболее привычен для съемки, но у него есть и некоторые недостатки – так как тени оказываются за спинами снимаемых людей, и в кадре их не видно, то изображение получается несколько плоским, без ощущения объемности. Боковой свет позволяет бороться с этим путем выбора нужного ракурса, и тени, ложась справа или слева от объекта, изящно оттеняют его и придают кадру дополнительные ассоциации.
Но и контровый свет может быть просто незаменим!
Он отлично передает "летние", радостные, воздушные эмоции - как будто солнце бьет зрителю прямо в глаза. Такой свет хорош при съемках молодоженов, пейзажей, детей. При этом тени ложатся в сторону зрителя и могут создать очень интересные визуальные эффекты. Не говоря уже о том, как здорово снять закатное или рассветное солнце на горизонте, какие умопомрачительные панорамы можно таким образом запечатлеть.
И, в конце концов, ведь ярким источником света может быть не только солнце, но и софиты на сцене, прожектора на футбольном поле, и много чего еще. И что теперь - не снимать столько интересных событий в жизни?
Конечно, есть свои нюансы. Например, как же все-таки избежать излишней засветки?
Ответ прост - засветку фона можно "перебить" собственной вспышкой, встроенной, а еще лучше - внешней. Нужно только подгадать правильно ее интенсивность. Чтобы не пересвечивать весь кадр, разумно будет воспользоваться режимом медленной синхронизации в настройках. А если вспышка - внешняя, то ее нужно разместить поближе к модели, используя при этом рассеиватель со светофильтром оранжевого цвета.
Такой цвет сделает лица одного оттенка с солнцем.
А что с пейзажами?
Это касалось портретов, а с пейзажами есть другие хитрости. Ведь их вспышкой не подсветишь! Чтобы иметь больше возможностей редактирования красивых, но с огрехами цветопередачи пейзажами - снимайте их в RAW. А также не забывайте, что могут помочь внешнее оборудование - градиентные фильтры, которые выравнивают разницу между разными частями изображения по яркости.
Возможно, сможет помочь метод HDR, в котором из нескольких сделанных изображений компонуется одно, а в нем компилируются наиболее удачные и гармоничные фрагменты черновых кадров.
Не забывайте о том, что и в макросъемке можно использовать контровый свет - причем, совершенно сознательно. Подсвеченные сзади цветы или просвечивающиеся листья отлично выглядят в кадре. Так что экспериментируйте с подсветкой и отучайтесь бояться контрового света.